Спонсоры:
Спонсоры:

Спилберг Стивен Аллан

image

(род. в 1946 г.)

Знаменитый американский кинорежиссер, сценарист, продюсер и актер, один из самых богатых людей Америки, которого часто называют «Биллом Гейтсом от кинематографа». Основная фигура нового американского кино, чья оригинальная манера послужила фундаментом для творчества многих режиссеров 1970-х гг. Фильмы Спилберга, производящие первое впечатление не слишком интеллектуального развлечения, несут мощный программный заряд. С коммерческой точки зрения, он является самым успешным режиссером за всю историю Голливуда.

Стивен Аллан Спилберг родился 18 декабря 1946 г. в Цинциннати, штат Огайо, США. Его родители, инженер-электронщик Арнольд и пианистка Лиа, были, в общем-то, далеки от кинематографа. Но сам Стивен и его сестра Энн с детства «заболели» большим экраном, что не могло не сказаться на их будущем. (Сейчас Энн — известная сценаристка, удостоившаяся номинации на «Оскара» за сценарий к фильму «Большой»). Когда-то Стивен снимал на детскую кинокамеру бои между игрушечными монстрами и демонстрировал получившиеся фильмы родственникам и приятелям. Первую сюжетную ленту с участием актеров он снял в 12 лет в Финиксе. А через год, в 1960 г., выиграл конкурс любительских фильмов, представив 40-минутную ленту о войне «Побег в никуда». Это был старт марафона, продолжающегося и сегодня. Юный Стивен подрабатывал маляром и на эти деньги покупал пленку для своих короткометражек. В 1969 г. он снял свою первую профессиональную картину — короткометражную ленту «Эмблин», после чего компания «Universal» заключила контракт с молодым и бесспорно талантливым режиссером. К тому времени Стивен успел закончить Калифорнийский университет. В течение нескольких лет он работал с телесериалами, оставаясь в тени до тех пор, пока в 1971 г. не вышел его телевизионный фильм «Дуэль». Эта лента заставила Голливуд обратить на него внимание. Еще бы: работа Спилберга принесла прибыли более 10 млн долларов! Вскоре Стивен вошел в так называемую «калифорнийскую мафию» — группу режиссеров, включавшую Ф. Ф. Копполу, М. Скорсезе, Дж. Лукаса и П. Шредера. Но, в отличие от коллег, он всегда предпочитал ценности среднего класса сомнительным идеям романтиков-бунтарей. Творчество Спилберга рассчитано на восприятие обычного человека и демонстрирует его стремления, проблемы, надежды и страхи. Видимо, поэтому фильмы этого режиссера всегда оставались кассовыми. На постсоветском пространстве Спилберга привыкли воспринимать как короля ширпотреба, не имеющего права соревноваться с высоким кинематографом. Это в корне неверно. Фильмы американского мастера кино несут в себе мощнейший программный заряд и эзотерику. Впервые эта особенность спилберговской творческой манеры проявилась в ленте «Челюсти», ставшей финансовым рекордсменом 1975 г. Критики, не долго думая, отнесли ее к разряду «фильмов-катастроф», проглядев в картине несколько неуверенно проявившиеся новаторские элементы. Спилберг не собирался останавливаться на достигнутом и по-настоящему развернул новые идеи в фильме «Близкие контакты третьего вида» (1977 г.). В нем он, подобно средневековому алхимику, нашел-таки свой «философский камень». Теперь фантастический элемент «вплавляется» в реальность, становится ее действующим фактором. При этом сама действительность передается гиперреалистически и одновременно трепетно романтически. В результате современная Америка у Спилберга стала напоминать воплощенную утопию братьев Стругацких. В 1979 г. режиссер снял совершенно удивительный фильм — «1941» с Джоном Белуши в главной роли. К сожалению, лента не была понята критикой и массовым зрителем и поэтому является, по сути, единственной творческой неудачей талантливого мастера кино. В 1982 г. родился «И. Т., Инопланетянин» — фильм, которому суждено было покорить весь мир и надолго стать символом творчества Спилберга. После того как лента получила признание в Америке, а ее герои стали всеобщими любимцами, Стивен создал фирму Amblin Entertainment. А зритель вскоре познакомился со 100%-ным хитом: ошеломительной трилогией об Индиане Джонсе, которого сыграл Харрисон Форд. В то время компания Спилберга занималась исключительно продюсерской деятельностью, не выступая дистрибьютором собственных фильмов. Amblin Entertainment сотрудничала с такими гигантами, как Universal Pictures, Columbia Pictures, Warner Brothers Studios. Фильмы компании пользовались фантастическим успехом, и вскоре стало совершенно очевидно: если Спилберг выступал в картине в качестве режиссера или продюсера, колоссальные кассовые сборы ей обеспечены. Течение, которое возглавил в Голливуде этот режиссер, сегодня называют «синефильством»: если в традиционном кинематографе было принято снимать фильмы, опираясь на жизненный опыт, то последователи Спилберга снимают их, опираясь на другие ленты. Именно этот режиссер перетряхнул классический Голливуд и воссоздал гуманистическую традицию лент Капры на новом уровне. Можно сказать, что в каждой его работе есть ссылка на классику: в «Империи солнца» (1987 г.) — на «Унесенных ветром», в «Близких контактах третьего вида» — на «Десять заповедей», в «И. Т., Инопланетянине» — на «Тихого человека» и «Волшебника из страны Оз», в «Списке Шиндлера» — на «Гражданина Кейна».

Читать дальше